Издавна считается, что борода моряка - символ мужской силы, отваги, воли, мудрости, гордости. Особенно если эта борода шкиперская, фирменная.
Не стригите головы вашей кругом, и не порти края бороды твоей…
Ветхий Завет. Книга Левита
Текст Сергея Борисова
Прежде чем рассказать, откуда есть пошла шкиперская борода, которую по неосторожности и невежеству некоторые называют английской или того хуже – бородой Верди (ну носил такую бороду итальянский композитор, что с того?), справедливости ради надо поведать о бородах моряков в общем и целом.
Артефакты – черепки старинных ваз и обломки саркофагов – свидетельствуют: чтобы ветер не слишком трепал их длиннющие бороды, финикийские мореплаватели заплетали их в плотные косы, полагая их лучшим украшением для мужчины.
Древние греки тоже холили свои бороды: подстригали, расчесывали, но главное – осветляли, поскольку престижной считалась лишь борода белая. Чтобы лишить волосы их природного цвета, использовалась цветная глина, щелочь, а чаще бравые мореходы просто подставляли подбородки солнцу – пусть выгорает достоинство мужское, борода то есть.
В Средние века борода по-прежнему оставалась на лицах моряков, причем во время дальних плаваний она со скуки заплеталась в косички, в которые, в свою очередь, вплетались шнурки и даже цепочки. Правда, сходя на берег, борода расчесывалась для пущей солидности, однако делалось это не всеми и не всегда.
Отношение к бороде в то время было особым, почти мистическим. На своей бороде мужчина давал клятву, зарок, обещание, и сбрить бороду – это была крайняя мера доказательства того, что человек покорен судьбе и отдает себя во власть Всевышнего. Во время шторма моряки жертвовали морю свои бороды. Они верили, что срезанная и брошенная за борт борода утихомирит волны. Правда, поступали так только матросы. Капитану судна при любых, даже самых трагических обстоятельствах категорически запрещалось сбривать бороду, это могло лишь усилить бурю, а при спокойном море вызвать шторм.
Миновали столетия, и борода, дотоле остававшаяся на лицах моряков в первородной неприкосновенности, мало-помалу стала подвергаться гонениям. Сначала на нее с ножницами наперевес кинулись люди высокого звания, которым хотелось и в этом – не только платьем и положением на корабле – отличаться от подчиненной голытьбы. Потом головы офицеров и капитанов и вовсе стали покрывать не только треуголки, но и парики.
Что до простых матросов, то они продолжали носить бороды снопом или лопатой, которые разглаживали руками, не прибегая к помощи ни зеркала, ни гребня. Однако и эти заслуженные мореманы в конце концов согласились с тем, что прореживать растительность все же необходимо – есть мешает, а пуще того – курить.
Среди матросов обязательно находился умелец, который лучше других управлялся с ножницами, о бритвах никто и не помышлял. Чтобы волосы на голове сзади были обрезанными в кружок (вопреки ветхозаветному наставлению не трогать!), ловкач перед стрижкой надевал клиенту на голову горшок. Наибольшее внимание, однако, он уделял бороде, поскольку одно неосторожное движение ножницами – и быть тебе битому! По «спецзаказу» судовой цирюльник мог вплести в бороду просмоленную ленту, распушив ее на конце.
Порой именно растительность на лице становилась «визитной карточкой» человека, и тут невозможно не вспомнить знаменитого пирата XVIII века Эдварда Тича, имевшего прозвище Черная Борода. В двухтомной истории пиратства, изданной в 1724-1726 годах, о бороде Тича сказано так: «Она была черной, совершенно невероятной длины, начиналась от самых глаз и заканчивалась у колен. Тич заботился о ней, завивая ее, наподобие парика, в хвостики, которые закладывал за уши, а подчас обматывал вокруг головы». Как свидетельствовали очевидцы, один вид Черной Бороды вгонял людей в ступор. Особенно поражали воображение вплетенные в бороду маленькие курильницы, чей дым должен был оградить владельца бороды от вшей. Когда Эдвард Тич был убит в абордажном бою (он получил 5 пулевых и 20 колотых ранений), ему отрубили голову, которую подвесили на рее. Но даже победитель пирата – английский лейтенант Роберт Мейнард – не осмелился лишить своего противника бороды. Так она и развевалась по ветру чудовищным черным флагом…
Как бы то ни было, борода Эдварда Тича была «прощальным поклоном». К этому времени всем стало ясно, что прежняя морская борода – неухоженная, неопрятная – приговорена к обрезанию.
И прежде всего – на военных флотах. Кое-где дошло и до бритв. (Тут следовало бы сказать о Петре I, но не будем, поскольку с ним и так все ясно: у самого не росла и другим не позволял.) Впрочем, полностью «оголять» лицо обычно не требовалось. Например, в начале XIX века на американском военном флоте был издан приказ, гласивший, что в целях гигиены размеры бороды у моряков приравниваются к таковым у армейцев, то бишь укорачиваются. Когда приказ был доведен до экипажей, дело едва не дошло до бунта. Предотвратили волнения следующим образом: капитаны сами подали пример, позволив цирюльникам подстричь свои бороды. И матросы понуро стали выстраиваться в очередь… Но было и исключение: на фрегате «Юнайтед Стейтс» один седобородый морской волк отказался повиноваться. Он говорил, что уже получил расчет, а до порта, где он навсегда сойдет на берег, лишь несколько дней пути. По сути, моряка-старожила следовало бы пожалеть, однако капитан фрегата в педагогических целях решил наказать строптивца десятью ударами плети, после чего тот был посажен в карцер на хлеб и воду. Однако престарелый матрос остался непреклонным и сошел на берег с гордо поднятой бородой с заплетенным в нее красным шнуром, ведь красный – цвет победы!
Ну вот мы и добрались до шкиперской бороды…
В новой редакции устава британского военно-морского флота появилось предписание командному составу в обязательном порядке брить усы и верхнюю часть подбородка. Было даже пояснение: «Потому что в противном случае усы и борода будут заглушать подаваемые команды». Утверждение весьма сомнительное, да только устав – это закон. И моряки стали стричься и бриться «по уставу». В результате такой «чистки» лица оставалась узкая полоска волос, обрамляющая скулы и нижнюю часть подбородка. Такую бородку вскоре и стали называть шкиперской.
Удивительно не то, что никто из моряков не воспротивился, удивительно другое: шкиперская борода быстро вошла в моду, и ее приверженцами стали не только англичане, но и немецкие, шведские, американские, испанские моряки, которым вовсе не обязательно было брить усы и подбородок. Еще поразительнее, что мода на шкиперскую бороду благополучно дожила до наших дней. Хотя объяснение этому при желании можно найти…
Всего существует около пятнадцати разновидностей бород, но ни одна из них не может сравниться со шкиперской, ведь та универсальна. Она подходит людям с трапециевидными лицами (округлая шкиперская борода зрительно сузит тяжеловатую нижнюю часть), и с круглыми (трапециевидная шкиперская борода зрительно удлинит лицо), и с треугольными (квадратная или округлая форма бороды зрительно расширит нижнюю часть лица). К тому же шкиперская борода хорошо сочетается с небольшими усами, хотя это и «против правил». Наконец, обычно борода добавляет человеку лет, но шкиперская – исключительно мужественности. А моряк и должен быть таким – сильным, солидным и мужественным!
Увы, за все надо платить. Только дилетанты считают, что основная причина того, что человек носит бороду, – это лень, начисто забывая при этом о таких бородачах, как Хемингуэй и Фидель Кастро. Нет, говорят критики, им просто бриться неохота! Но все с точностью до наоборот: борода требует ухода, ее необходимо мыть, подстригать, укладывать. Без этого борода и впрямь может вызвать неприятие, даже отвращение, и ваша любимая женщина справедливо потребует сбрить это щекочущее, колющееся непотребство. И в чем-то будет права…
Опубликовано в Yacht Russia №49 (1/2 - 2013)
Командование военно-морских сил Канады, отправляя свои корабли на борьбу с сомалийскими пиратами, приняло решение о том, что все моряки числом более двухсот обязаны сбрить бороды. Усы можно оставить, но при этом их длина не должна превышать допустимую норму. Вице-адмирал Рон Бак заявил, что он понимает значение бороды для моряка, однако безопасность превыше всего! В ходе антитеррористической операции не исключается использование моряками противогазов, а борода будет мешать… Моряки возмутились, но подчиниться пришлось. Приказы не обсуждаются, а принимаются к исполнению. Служба!
Мороз, ветер, поземка. Случалось ли вам видеть парусные гонки в такую погоду? По белой равнине, поднимая снежную пыль, летят десятки разноцветных крыльев...
В гости к Табарли - один день из жизни Брижит Бардо и Алена Делона
Объемные очертания, надежная рубка и много лошадиных сил – вот что отличает мотосейлер от других яхт. Когда-то весьма популярные, сегодня они занимают на яхтенном рынке лишь узкую нишу. Собственно, почему?
«Если вы знаете историю, если вы любите корабли, то слова «обогнуть мыс Горн» имеют для вас особое значение».
Сэр Питер Блейк
Каждый яхтсмен должен быть «на ты» с навигационными огнями – судовыми и судоходными. Но есть огни, которые «живут» сами по себе, они сами выбирают время посещения вашего судна, а могут никогда не появиться на нем. Вы ничего не в силах сделать с ними, кроме одного – вы можете о них знать. Это огни Святого Эльма и шаровая молния.
Питер Блейк… Он вошел в историю не только как талантливый яхтсмен, но и как признанный лидер, ставший «лицом» целой страны Новой Зеландии, показавший, что значит истинная забота и настоящая ответственность: на самом пике спортивной он оставил гонки и поднял парус во имя защиты Мирового океана – того океана, который он так сильно любил