



Текст Елена Отекиной
По словам президента оргкомитета регаты Родольфа Готье, Швейцария занимает второе место среди самых парусных наций мира по количеству яхт на душу населения – сразу после Новой Зеландии. Настоящий всплеск интереса к парусному спорту в Швейцарии произошел после победы Эрнесто Бертарелли и его команды Alinghi на Кубке «Америки». Так что неудивительно, что с каждым годом регата Bol d'Or Mirabaud, впервые проведенная в 1939 году, привлекает все больше участников.
Вообще, в Женеве постоянно что-то происходит, зрители здесь избалованы культурными и спортивными событиями, но на старт Bol d'Or собирается весь город. И зрелище того стоит: полтысячи яхт, три тысячи яхтсменов! К тому же в дни регаты распахивает двери Société Nautique de Genève, как не воспользоваться возможностью побывать в одном из самых закрытых яхт-клубов мира?
Дистанция регаты – это 66,5 мили с огибанием знака напротив городка Бувре на другом конце озера и возвращением в Женеву. Рекорд гонки – 5 часов и 1 минута – был установлен тримараном Triga IV в далеком уже 1994 году. В разные годы участниками и победителями регаты становились такие звезды мирового парусного спорта, как Эрик Табарли, Деннис Коннор, Франк Камма, Франсуа Габар, Рассел Куттс, Мишель Дежуайо, Эллен МакАртур и Лоик Пейрон.
С 2005 года регату спонсирует банковская группа Mirabaud, та самая, которая ежегодно вручает призы за лучшие фото- и видеоработы, сделанные во время спортивных соревнований: Mirabaud Yacht Racing Image и Mirabaud Sailing Video Award. В этом году группа празднует свое двухсотлетие и в честь этого события даже присудила специальный приз… за 200-е место!
В этом году все опасались, что гонка станет штилевой, но вопреки ожиданиям нынешняя регата обернулась настоящим «армагеддоном».
24-часовой прогноз обещал легкий бриз на старте, но к 5 вечера участников должен был настигнуть штормовой фронт с ветром до 30 узлов. Однако действительность превзошла все ожидания!
Незадолго до стартового сигнала – выстрела из пушки – из-за туч выглянуло солнце и подул юго-западный ветер в 5–7 узлов. Зрелище сотен яхт (можно и точнее – 482), идущих под спинакерами, было фантастическим! Среди участников были самые разные яхты, включая J/70 и Melges, и даже Mini 6.5, а также карбоновые летающие катамараны. Россию представляла Principessa (проект Libera), в международном экипаже которой были чемпион мира в классе «Финн» Владимир Крутских и члены сборной Аркадий Кистанов и Даниил Крутских. А еще шведский бизнесмен, известный путешественник, знаменитый полярник и почетный консул России в Лозанне...
Вперед сразу же вырвались катамараны Décision 35, причем в тройке лидеров оказались Alinghi Эрнесто Бертарелли и Powered by Spindrift Racing Доны Бертарелли со знаменитым Яном Гишаром на руле, между прочим, ее мужем. Ближе к трем часам дня лидеры флота достигли знака Бувре. Среди однокорпусников доминировали венгерская Raffica и российская Principessa.
И тут грянул шторм! Все оказалось куда хуже, чем ожидалось: полутораметровые рваные волны, ветер 50 узлов с порывами до 60 плюс ливень с градом.
По словам россиянина Максима Федорова, который был на борту выступавшей под швейцарским флагом Seascape 24 Olga, они успели взять рифы, но закрутка стакселя не выдержала, парус раскрутило и порвало. «Когда мы вошли в марину Тонона, то поняли, что легко отделались. Вокруг уже было несколько лодок без мачт, и катера собирали по озеру яхты, потерявшие ход».
Не повезло Principessa, она пережила оверкиль. При перевороте подушка на топе мачты, которая должна была обеспечивать плавучесть, не сработала и мачта ушла под воду, но, к счастью, не сломалась. Катер команды выловил экипаж из воды и помог выпрямить лодку. Яхта вышла из гонки и добралась до ближайшей марины. Но обошелся переворот «малой кровью» – сколом на шверте.
Между тем первым финишную линию пересек катамаран Доны Бертарелли и Яна Гишара. «Я никогда не попадал в такой шторм, – признался он. – Даже в океане. Из-за потоков дождя и ветра в лицо было совершенно невозможно смотреть вперед, так что рулить приходилось глядя назад. Парни начали брать рифы, но я понял, что мы не успеем, и приказал сбросить стаксель. Мы остановили лодку и минут 10 готовились к самому худшему. Потом еще минут 20 ждали, пока ветер упадет хотя бы до 30 узлов, чтобы вновь поднять парус и вернуться на курс. Мы были очень близки к перевороту, мы шли буквально по краю».
Соперница россиян – Raffica тоже сумела добраться до финиша и стала победительницей регаты.
Чего ждать от Женевского озера и Bol d'Or Mirabaud в следующем году? Большой вопрос… Потому что ожидать можно всего и всякого.
Опубликовано в Yacht Russia №10 (123), 2019 г.
Мороз, ветер, поземка. Случалось ли вам видеть парусные гонки в такую погоду? По белой равнине, поднимая снежную пыль, летят десятки разноцветных крыльев...
Издавна считается, что борода моряка - символ мужской силы, отваги, воли, мудрости, гордости. Особенно если эта борода шкиперская, фирменная.
В гости к Табарли - один день из жизни Брижит Бардо и Алена Делона
«Если вы знаете историю, если вы любите корабли, то слова «обогнуть мыс Горн» имеют для вас особое значение».
Сэр Питер Блейк
Объемные очертания, надежная рубка и много лошадиных сил – вот что отличает мотосейлер от других яхт. Когда-то весьма популярные, сегодня они занимают на яхтенном рынке лишь узкую нишу. Собственно, почему?
Каждый яхтсмен должен быть «на ты» с навигационными огнями – судовыми и судоходными. Но есть огни, которые «живут» сами по себе, они сами выбирают время посещения вашего судна, а могут никогда не появиться на нем. Вы ничего не в силах сделать с ними, кроме одного – вы можете о них знать. Это огни Святого Эльма и шаровая молния.