Зачем злорадствовать? Все такими были, все такими будут
Когда швартовка на чужой лодке выходит из-под контроля, у некоторых яхтсменов, находящихся в гавани, возникает желание помочь. При этом многие просто ждут и ухмыляются. Почему?
Что он делает?!! Помощники и зеваки

Текст Штеффи фон Вольф

Скоро начнется шоу. Несмотря на моросящий дождик, толпа яхтсменов выползает из салонов и кокпитов своих яхт, чтобы подготовиться к дневному представлению. Некоторые из них с кофе в руках, запасом или с изысканным коктейлем. Это все происходит незадолго до наступления четырех часов дня: ведь «они» скоро придут. Но кто они?

Нет, косаток, направляющихся в порт Сондерборг, еще не видели на юге Дании. Испанская армада тоже сюда не пришла. Нет-нет, все гораздо интереснее: народ ждет прибытия чартерных экипажей из Фленсбурга, которым после бесконечно долгой приемки лодки предстоит преодолеть второе большое препятствие. А именно совершить заход в первую по пути гавань, который для многих яхтсменов обычно становится первым в сезоне. И это праздник для всех, кто уже успел ошвартоваться: ловцов мидий, завсегдатаев яхтенных баров, записных гонщиков вместе с иными чартеристами, успешно завершившими свои портовые маневры. Теперь приходит очередь остальных.

– Они идут!

Мачта первой прибывшей яхты медленно движется в гавань, поворачивая в сторону причала «А». Публика наблюдает, как экипаж в спасательных жилетах готовится к швартовке. Понятно, что новички хотели бы совершать маневры в тишине и покое, без внимания собравшихся на причале зрителей, но… «Вы только посмотрите, какие у него сапоги, он же в них поскользнется», – говорит кто-то с соседней яхты, и в его голосе чувствуется надежда на жестокое развлечение. Неправильные сапоги, мокрый причал – да, тут определенно может случиться что-то, за чем стоит понаблюдать. «Они хотят пришвартоваться рядом с нами, но даже не вывесили кранцев», – эта реплика исходит с другой лодки. То, что на самом деле может произойти в ближайшие мгновения, остается невысказанным вслух, а именно: «Он упадет в воду, когда прыгнет на причал» и «Швартовка без кранцев гарантированно приведет к повреждениям».

Эти сцены разыгрываются почти во всех портах, особенно когда дует сильный ветер, или когда многолюдно, или когда сразу большое количество новичков пытается ошвартоваться на незнакомых им лодках. Для этого у немцев даже есть выражение, звучащее довольно безобидно и похожее на вид развлечения: «Кинотеатр у причала». Степень злорадства, выраженная в нем, может быть различна, но вряд ли кто-то из наблюдателей свободен от ожидания сенсации, даже те, кто иногда сам страдает от собственного неумения аккуратно ошвартоваться.

Так почему же люди на своих надежно пришвартованных лодках подчас буквально сидят в первых рядах «портового кинотеатра», лишь бы не пропустить аварию или даже катастрофу? Они порой даже выпивают за ее возможность в надежде, что потом будет что обсудить с соседями.

Надо признаться, редко встречается нехватка поводов для подобных подлых мыслишек. У кого-то лодка больше, чем у тебя, ну, значит, «он наворовал». Если молодая парочка заходит в марину на Hallberg-Rassy, то она, конечно, «спонсируется папой», ведь всем «совершенно ясно», что избалованные дети ничего не могут добиться сами. Если вопреки ожиданиям чужой маневр удается на отлично, то это может быть только «случайной удачей».

Психолог и яхтсмен из Бохума Даниэла Майер объясняет данный феномен следующим образом: «Злорадство по чьему-либо адресу не приносит самому зрителю ощутимой выгоды. Он испытывает исключительно моральное удовлетворение. И оно может стать еще весомее, если к нему добавится зависть. Ложа в «портовом кинотеатре» не только удовлетворяет жажду сенсаций, но и помогает компенсировать собственные недостатки».

Тем временем в гостевой зоне марины Сондерборг чартерный экипаж рассматривает возможность швартовки лагом без захода в бокс. Всеобщее разочарование проносится над причалом «А»: так нечестно, это слишком просто, чересчур просто! К счастью для зевак, кто-то с причала показывает прибывшим пустующий бокс, который слишком тесен для удачного захода данной лодки. Но яхтсмены, которые вошли в гавань, этого пока не знают, марина для них чужая, яхта, ее размеры и маневренность незнакомы. Идеальная ситуация для скучающих зевак!

Приближается и еще одна лодка, тоже взятая в чартер. Взгляды зевак обращаются к новоприбывшим. На баке мужчина в непромоканце с концом в руке лихорадочно оглядывается по сторонам. Рулевой лающим голосом отдает команды. Две женщины со швартовами ждут у вант и выглядят как испуганные птенцы. Может быть, они надеются, что кто-то придаст им уверенности, возможно, даже даст совет: «Бокс № 65 свободен! Мы поможем вам ошвартоваться». Но завсегдатаи причала «А» просто ждут, затаив дыхание. Чего ждут? Того, что обязательно (и уже скоро) произойдет.

Как при этом себя чувствует экипаж? Матросы, выглядящие потерявшимися, заплатили большие деньги за недельный (или двухнедельный) чартер и месяцами с нетерпением ждали этого плавания. Теперь они, наконец на борту полные счастливого предвкушения новых впечатлений, но и сопровождаемые чувством незащищенности, неуверенности.

Капитан на взводе. Экипаж запуган. Погода по-осеннему суровая. На самом деле все они хотят, чтобы этот швартовный маневр остался позади, после чего последует приятный вечер. Вместо этого перед ними в ряд сидят зрители с выпученными глазами, похожие на дедушек из «Маппет-шоу». Ужасно!

«Взгляните на эту Moody, посмотрите, какая она широкая, бокс слишком узок для нее», – говорит одна из кукол этого шоу, но говорит тихо, чтобы чартерная команда этого не услышала. Вместо этого было бы куда лучше, если бы зрители вместо злорадства облегчили гостям маневр.

Рулевой делает поворот. Он просто хочет встать в этот бокс, не искать других свободных мест, не мучиться. Он бросается между швартовными палами, и происходит то, что должно произойти: навал, хруст палов, паника на борту, ухмылка хищной стаи на причале. «Я же говорил, что тут тесно», – заявляет кто-то с одной из соседних яхт.

Экипаж яхты тем временем все же решил стать лагом. Потому что предложенный бокс и вправду слишком тесный. Тем временем легкая изморось переходит в затяжной дождь. Матрос на носу так и стоит со развевающимися по ветру швартовами в руке. Жаль, что они так и не заведены на утки. И еще дело в кранцах, которые не вывешены за борт. Матрос беспомощно наблюдает за тем, как яхта сначала дрейфует вдоль причала, а затем врезается в корму моторной лодки.

Какой день, какой день для зевак! Им и вправду стоило сегодня не выходить в море. Потому что они думают о себе так: «Мы, владельцы собственных яхт, голубая кость. Мы можем себе это позволить – денек не выйти в море, ведь у нас есть не одна неделя, а целый сезон. Но как же эти чартерные бедняги могут быть такими глупыми?»

Вероятность стать главным действующим лицом сцены в «портовом кинотеатре» относится не только к чартерным яхтсменам. Шанс публичного провала велик для всех. Однако стоит пристальнее взглянуть на ошибки, которые можно увидеть в любой гавани мира. Налицо масса ситуаций, ставших классическими. Например, когда кто-то отдает концы, дает полный вперед и только потом понимает, что кабель берегового питания не был отключен от колонки и взят на борт. Что яхта уже прошла мимо палов, прежде чем стало ясно, что ребенок, собака или и то и другое остались на берегу. И так далее…

В Зондерборге у причала «А» произошла такая сцена: пришла лодка, у румпеля разгневанный мужчина, а за транцем лодки на буксирном конце его жена. Как позже выяснилось, они так поссорились во время путешествия, что она в гневе прыгнула в воду, а он отказался поднять ее обратно на борт, лишь кинув конец. Их ссора закончилась? Конечно же, нет! Она продолжалась до тех пор, пока женщина, поднявшись на борт, не переоделась в сухую одежду, не взяла мобильный телефон и сумочку и не покинула судно.

Это истории, над которыми можно посмеяться, если вы не их участники. Это сцены, которые можно увидеть только в незамысловатых комедиях. Но это не кино, а настоящая жизнь. У некоторых людей возникает чувство стыда, когда человек – намеренно или ненамеренно – становится свидетелем подобного спектакля, а другие, напротив, стремятся сами спровоцировать такой скандал.

Похожая история произошла в городском порту на Балтийском море, недалеко от Хака. «Ах, смотрите, они выглядят так, будто ничего не могут сделать сами. Может быть, что-то интересное и произойдет! Нет, не помогайте им», – сказал капитан своей команде, когда незнакомая 32-футовая яхта подошла к гостевому причалу. Не этот, а другой экипаж тогда помог измученным замерзшим людям, которые впервые оказались на новой лодке в чужой гавани, и пригласил их на горячий чай к себе на борт.

Помогите людям вместо просмотра «кино в гавани». Хотя предложение помощи тоже не всегда хорошо заканчивается. Есть яхтсмены, которые настолько уверены в себе, что предложение принять швартовы воспринимают как оскорбление: «Нет, я все сделаю сам». Зря, солидарность и дух товарищества могут быть дискредитированы подобным образом. И это позор! Разве именно помощь и взаимовыручка не делают парусный спорт таким особенным?
 

Предложение помощи никогда не повредит

Как возникает злорадство в мыслях и как вы можете помочь другим ошвартоваться, не обижая их при этом. Интервью с Даниэлой Майер, яхтсменкой и практикующим психологом

Почему некоторые яхтсмены так злорадно реагируют на ошибки других?
Такие люди бессознательно сравнивают себя с другими и, глядя на них, видят в этом моральную победу. У них возникает чувство превосходства, человек как бы «вырастает» на фоне неудач и промашек других. Но ведь это довольно грустно, не так ли? Но что интересно, когда кто-то другой терпит ущерб, сторонний зритель не получает от этого ощутимой выгоды. Скорее он испытывает моральное удовлетворение, особенно если к нему добавляется зависть. Это факт: если с владельцем самой дорогой лодки в гавани случается несчастье, многие будут ликовать. То же самое происходит, когда несимпатичный тебе человек попадает в беду. Конечно, это не относится ко всем поголовно, но такое поведение характерно для нарциссов и пассивно-агрессивных личностей.

Есть ли разница между мужчинами и женщинами в этом вопросе?
Да, и мужчины, и женщины могут испытывать злорадство. Однако согласно вполне серьезным исследованиям мужчины чаще получают удовольствие от вида чужих страданий. Предполагается также, что злорадство обычно бывает вызвано культурными различиями и наиболее распространено в обществах, для которых характерны конкуренция и погоня за материальными ценностями.

Яхтсменам проще швартоваться и отчаливать без зрителей?
И да и нет. Да, если маневрирующему приходится исходить из того, что зрителям нужно только позлорадствовать, и они буквально подкарауливают действие, достойное осуждения и насмешки. Нет, если потребность «съемочной группы» в помощи перевешивает злорадство, и зрители сигнализируют о своей готовности помочь независимо от их жажды сенсаций. Так и должно быть. Правило поведения № 9 морской аварийно-спасательной службы Sea-Help звучит здесь в данном случае очень актуально: «Помоги, а не злословь». Далее в нем говорится: «Понаблюдать из кокпита за лучшим «портовым кинотеатром» с напитком в руке и прокомментировать события? Да, вы можете поступить так, но это свидетельствует лишь о вашей невоспитанности. Хорошим тоном считается принять конец и помочь ошвартовать чужую лодку».

Как предложить свою помощь, не выглядя как хвастливый всезнайка?
Очень помогает воздержание от излишних комментариев, типа: «Ну ошиблись, оплошали, ничего страшного, хотя, конечно…» Лучше промолчать… и помочь без лишних слов. При этом важно, каким тоном и с какими жестами вы предложите помощь, чтобы обойтись без высокомерия и назидательности.

Когда не стоит предлагать свою помощь?
Пока вы будете размышлять над тем, кому должны предложить помощь и насколько она будет уместна, события могут принять необратимый и печальный характер. Поэтому предложение помощи никогда не зря и никому не повредит. Что страшного, если она окажется не нужна? Вы же не собирались поставить под сомнение чью-то компетентность. Вы действовали из лучших побуждений, и это вас оправдает при любом исходе событий.

Вы становитесь счастливее, когда видите у других те ошибки, которые ранее совершили сами?
Это вопрос характера и совести. Когда кто-то вспоминает собственные ошибки, то чаще готов поделиться с другими способом их избежать, нежели удовлетвориться тем, что он не один такой, другие тоже спотыкаются на том же самом месте. Иначе какой же он яхтсмен? Злорадство яхтсменам не к лицу.

Опубликовано в журнале YACHT Russia №3-4 (145), 2023 г.

Популярное
Мотылек с острова Дьявола
Он был преступником. Арестантом. Заключенным. И бежал снова и снова. Его ловили, а он опять бежал. Потому что... Жить, жить, жить! Каждый раз, находясь на грани отчаяния, Анри Шарьер повторял: «Пока есть жизнь, есть надежда».
Очень опасный кораблик
Что такое физалия, и почему ее надо бояться
Снежные паруса. Секреты зимнего виндсерфинга

Мороз, ветер, поземка. Случалось ли вам видеть парусные гонки в такую погоду? По белой равнине, поднимая снежную пыль, летят десятки разноцветных крыльев...

Борода - краса и гордость моряка

Издавна считается, что борода моряка - символ мужской силы, отваги, воли, мудрости, гордости. Особенно если эта борода шкиперская, фирменная.

Мурены: потенциально опасны
Предрассудки, связанные с ложными представлениями о муренах, стали причиной повсеместного истребления их в Средиземноморье. Но так ли уж они опасны?
Навигация на пальцах
Звездные ночи в море не только невероятно красивы – яхтсмены могут (и должны) использовать ночное небо для навигации. Чтобы точно знать свое положение, порой можно обойтись без компаса или секстанта
Мотосейлер. Нестареющая концепция

Объемные очертания, надежная рубка и много лошадиных сил – вот что отличает мотосейлер от других яхт. Когда-то весьма популярные, сегодня они занимают на яхтенном рынке лишь узкую нишу. Собственно, почему?

Мыс Горн. 400 лет испытаний

«Если вы знаете историю, если вы любите корабли, то слова «обогнуть мыс Горн» имеют для вас особое значение».
Сэр Питер Блейк

Блуждающие огни

Каждый яхтсмен должен быть «на ты» с навигационными огнями – судовыми и судоходными. Но есть огни, которые «живут» сами по себе, они сами выбирают время посещения вашего судна, а могут никогда не появиться на нем. Вы ничего не в силах сделать с ними, кроме одного – вы можете о них знать. Это огни Святого Эльма и шаровая молния.

Питер Блейк. Легенда на все времена

Питер Блейк… Он вошел в историю не только как талантливый яхтсмен, но и как признанный лидер, ставший «лицом» целой страны Новой Зеландии, показавший, что значит истинная забота и настоящая ответственность: на самом пике спортивной он оставил гонки и поднял парус во имя защиты Мирового океана – того океана, который он так сильно любил