Текст Павла Игнатьева
Этот один из самых успешных мировых проектов парусных яхт к моменту завершения в 1982 г. серийного производства на верфи Джереми Роджерса в Лаймингтоне оказался воплощенным более чем в 700 построенных вымпелах. Но народная любовь к Contessa 32 на этом не иссякла – сразу несколько верфей в разных странах «по просьбам трудящихся» приступили к ее повторному выпуску (причем не всегда юридически «чисто» оформив этот процесс). Спрос на заслуженную яхту оказался так высок, что в 1995 г. ее производство вновь вернулось в Лаймингтон, и в конце 1996 г. новые лодки этого типа начали покидать сборочные цеха предприятия Jeremy Rogers Special Products Division – случай, в мировом яхтостроении почти исключительный.
Чем же так подкупила яхтсменов Contessa, ведь это небольшое парусное судно по простору, комфорту и ходкости определенно далеко от нынешних стандартов? Чтобы ответить на этот вопрос, стоит поподробнее рассмотреть историю создания яхты, ее конструкцию и технические характеристики. Contessa 32 стала второй лодкой, спроектированной Д.Садлером для верфи Дж.Роджерса – заметим, самого титулованного на тот момент яхтостроителя Британии.
Нет в Англии людей, построивших парусных яхт больше, чем Джереми Роджерс (он начал строить их еще в 22-летнем возрасте), который к тому же одним из первых в стране приступил к постройке яхт из стеклопластика – еще в начале 60-х годов. Ранее, в 1966 году, Садлер создал для него же Contessa 26 – фактически, это был обновленный Folkboat в пластиковом варианте. Спрос на яхту был очень большим, но звучали и нарекания на недостаточную вместимость лодки, поэтому в ходе Лондонской выставки 1970 году владелец верфи заказал Садлеру «что-нибудь покрупнее, но такое же мореходное».
Корпус новинки проектировался как некий «переходный вариант» между классическими узкими яхтенными обводами с большой седловатостью и длинным килем (олицетворенными на тот момент в правилах RORC) и более современными вариантами «IORовских» лодок с отдельно стоящим плавниковым фальшкилем. Подобно большинству английских яхт времен «золотой поры» она сохранила изящные очертания сравнительно узкого и невысокого корпуса с острыми носовыми обводами и большим носовым свесом, но приобрела глубокий и довольно короткий балластный фальшкиль и руль, установленный на очень мощном скеге.
Парусное вооружение Contessa 32 стало более радикальным в соответствии с новыми правилами IOR: она получила относительно маленький грот большого удлинения и внушительную по площади геную со значительным перекрытием грота. При всем при том базовой концепцией яхты было создание достаточно комфортабельной и безопасной лодки, не требующей от экипажа значительного опыта управления парусным судном. Лодка имеет вполне «гуманные» размеры и пропорции, ее высокий и узкий грот позволяет без труда справляться с ним даже в одиночку.
Однако, несмотря на отсутствие специальной «гоночной ориентации» в проекте Contessa 32, первые же выходы новой лодки в море в 1971 году сделали ее «собирательницей призов» в своей стартовой группе. Позднее в 1972 году она была объявлена «Яхтой года» на Лондонской выставке катеров и яхт, после чего спрос подскочил так, что в иные годы на верфи собирали свыше 60 яхт только этой модели, что для тех лет (середина 70-х годов) было событием исключительным. Яхтсмены и журналисты, опробовавшие лодку на ходу, в один голос отмечали ее хорошие ходовые качества, мягкий ход на большом волнении, способность долго нести полные паруса при усилении ветра, чувство хорошей защищенности при нахождении в глубоком кокпите, огражденном высокими комингсами.
Но главная особенность, сделавшая яхту и по сей день столь популярной, заключается в ее буквально феноменальной остойчивости. Во-первых, масса свинцового балласта, заложенного в фальшкиль, составляла почти 50% водоизмещения лодки: такой цифрой сегодня могут похвастаться разве что серьезные гоночные яхты, а у большинства массовых 30-футовиков этот параметр лежит в пределах 35–38%. Столь большая величина балласта позволяет лодке нести полные паруса даже тогда, когда соперники уже взяли рифы – вплоть до пятибалльного ветра.
Во-вторых, узкий со сравнительно невысоким бортом корпус Contessa 32 имеет низко расположенный центр тяжести, лежащий лишь незначительно выше центра величины: ЦТ этой яхты – даже ниже ватерлинии на целых 23 см, что сегодняшним конструкторам сравнимых по длине яхт удается крайне редко. Для сравнения можно сказать, что ЦТ такой хорошо известной яхты, как Carter 30 (которую, в принципе, можно отнести к тому же поколению яхт, что и наша героиня), находится на 34 см выше КВЛ.
Как следствие, лодка имеет очень высокую остойчивость, делающую ее, по сути, образцом при проектировании парусных судов: угол крена, при котором ее восстанавливающий момент достигает максимума, равен 78°, а угол полной потери остойчивости (угол заката ДСО) – совершенно невероятной величине: рекордным 160°! (Для сравнения, угол заката ДСО упомянутого выше Carter 30 составляет 120°, у большинства современных массовых яхт эта величина находится в диапазоне 120-130°, а их максимальный восстанавливающий момент развивается при крене, равном 55-60°. Кроме того, при взгляде на диаграмму статической остойчивости яхты, можно сразу отметить большую площадь положительной части кривой (т.н. «сегмент А»), что говорит и о высокой динамической (то есть, на ходу, а не на стоянке) остойчивости судна.
Вновь отметим, что Contessa не является радикальной «мыльницей», а имеет все необходимые для комфортабельного плавания элементы внутренней обстройки: мягкие диваны, камбуз, гальюн, столик и деревянную отделку.
Подтверждением высоких мореходных качеств Contessa 32 стала печально знаменитая штормовая Фастнетская гонка 1979 года, в ходе которой погибли 15 яхтсменов и несколько яхт (а каждая четвертая яхта гоночного флота перевернулась) – тогда сравнительно неглубокое Ирландское море буквально «вскипело» под напором «воронки» мощного циклона. Яхта Assent типа Contessa 32 единственной из 58 лодок в своем классе (V класс IOR) успешно завершила гонку, а в более крупном классе IV на дистанции не осталось ни одного судна: все они получили серьезные повреждения и вынуждены были уйти в укрытие. (Отметим здесь, что среди всех участвующих в гонке судов число яхт, построенных Джереми Роджерсом, превышало 10%, ни одна из них не погибла и даже не сошла с дистанции. Это ли не высший класс работы судостроителя!)
При оценке качеств описываемой яхты непременно надо назвать высокую надежность и долговечность: случаи поломки руля или расслоения обшивки корпуса на «Контессах» практически неизвестны. Это и неудивительно, поскольку руль, как уже сказано выше, крепится на мощном скеге, а корпус и палуба имеют монолитную (без наполнителя) конструкцию (впрочем, лодки, строившиеся в середине 80-х годов в Канаде, имели бальсовый наполнитель палубы). Подобная живучесть привела к тому, что даже старые лодки первых лет выпуска сохраняют довольно высокую цену на вторичном рынке (от 30 тыс. фунтов стерлингов, хотя базовая цена в середине 70-х была чуть ниже шести тысяч), при этом высокая стандартизация производства (а Contessa 32 быстро превратилась в one-design класс) позволяет старым лодкам в сегодняшних регатах гоняться наравне с новыми. (Стоит отметить, что это, судя по всему, самый массовый мире монотип среди крейсерских килевых яхт – построено, как мы уже сказали, более 700 корпусов.)
Конечно, с позиции сегодняшнего дня внутри Contessa 32 весьма и весьма тесновата: узкий корпус превращает кают-компанию почти в «туннель», а небольшая общая высота заставляет рослого человека находиться внутри в постоянном полупоклоне: внутренняя высота 180 см присутствует лишь на крохотном пятачке между камбузом и штурманским столом (замечу, очень удобным). Узкий корпус с невысоким (72 сантиметра) надводным бортом приводит к тому, что на острых курсах яхта сильно забрызгивается.
Но те, кто ищут действительно мореходную лодку, не обращают внимания на эдакие мелочи. А за транцами «Контесс» – масса интересных океанских переходов. Таких, как плавание Нью-Йорк–Сан-Франциско в обход мыса Горн против господствующих ветров и течений, одиночное четырехлетнее (!) кругосветное плавание Деклана Макелла и одиночное трансатлантическое плавание самого юного яхтсмена, самостоятельно пересекшего Атлантику – 15-летнего Себа Кловера. Уже упомянутая выше Assent под командованием своего бессменного капитана и владельца Вилли Кера побывала, кажется, во всех акваториях мира – была и в Арктике, и в Антарктике, и на острове Пасхи, и на Гавайях, швартовалась и в Гренландии, и у мрачной Баффиновой земли. Кер скончался в возрасте 94 лет, заявив, что был счастлив владеть этой лодкой, позволившей ему посмотреть весь мир.
«Contessa 32, без сомнения, самая приятная на ходу яхта», - таков был отзыв Вилли Кера о своей любимице.
Поэтому подобная репутация заслуженной яхты привела к тому, что Джереми Садлер выкупил назад свой оригинальный комплект матриц, переданный им по «ленд-лизу» одной канадской верфи, и в середине 90-х годов вновь приступил к выпуску Contessa 32 по первоначальным чертежам – разумеется, из более качественных новых материалов. Так что сейчас в лице Contessa 32 мы имеем подлинно британскую классическую вещь: формально несовременную, но зато надежную, с уникальными характеристиками и с отличной репутацией. А за репутацию надо платить: стоимость новых «Контесс» приближается уже к 300 тысячам фунтов, и за цену одной новой Contessa 32 можно купить целую Hanse 460.
Сегодня верфью заведует сын Роджерса, в год фирма выпускает одну-две новых яхты и капитально ремонтирует три-четыре лодки старой постройки. Полный рефит тоже стоит целое состояние – от 100 до 200 тысяч фунтов. Верфь не пытается конкурировать с массовыми яхтостроителями, поэтому ориентируется на очень высокие стандарты качества – вместо шпона всюду используется деревянный массив, деревянные детали соединяются «ласточкиным хвостом», используются самые качественные из имеющихся на рынке стеклоткани и полимерные материалы, отсюда и просто фантастическая для 30-футовика цена.
Да, это лодка не для стоянок в гавани, и не для прибрежных прогулок – тут она проиграет любой современной конкурентке. В океан ее, в океан – и не вынимать оттуда!
Опубликовано в YACHT Russia № 7-8 (141), 2022 г.
Мороз, ветер, поземка. Случалось ли вам видеть парусные гонки в такую погоду? По белой равнине, поднимая снежную пыль, летят десятки разноцветных крыльев...
Издавна считается, что борода моряка - символ мужской силы, отваги, воли, мудрости, гордости. Особенно если эта борода шкиперская, фирменная.
В гости к Табарли - один день из жизни Брижит Бардо и Алена Делона
Объемные очертания, надежная рубка и много лошадиных сил – вот что отличает мотосейлер от других яхт. Когда-то весьма популярные, сегодня они занимают на яхтенном рынке лишь узкую нишу. Собственно, почему?
«Если вы знаете историю, если вы любите корабли, то слова «обогнуть мыс Горн» имеют для вас особое значение».
Сэр Питер Блейк
Каждый яхтсмен должен быть «на ты» с навигационными огнями – судовыми и судоходными. Но есть огни, которые «живут» сами по себе, они сами выбирают время посещения вашего судна, а могут никогда не появиться на нем. Вы ничего не в силах сделать с ними, кроме одного – вы можете о них знать. Это огни Святого Эльма и шаровая молния.